Музей МОУ № 43
Дубровских П.В.-создатель музея (читать)
Положение о школьном музее (читать)
«Работа Музея декоративно - прикладного творчества «Город мастеров» в рамках реализации воспитательной программы «Фольклор и мы»»
Работа музея декоративно - прикладного творчества «Город мастеров»осуществляется в рамках разработанной нами концепции развития музея на 2007-2010 годы. Музей у многих людей ассоциируется со словами – хранилище, старина, древность, у многих, но не у меня - руководителя школьного музея. Для меня музей, современный музей - это современная техника, компьютерные технологии, интерактивные моменты, индивидуальное сопровождение, необычные экскурсии, «живые экспонаты» и т.д. И я стараюсь именно так организовывать работу нашего школьного музея.
Детский музей – это не экспозиция, а среда обитания, не рассказ и показ, а «погружение», не экскурсия, а свободное пребывание».Главная задача МДПТ «Город мастеров»: сохранение, поддержание и развитие традиций русского народного творчества в многонациональной среде Урала в рамках образовательного учреждения; решение проблемы воспитания и повышения духовной культуры подрастающего поколения средствами народного творчества, приобщение к нему, его изучение, глубокое и бережное постижение; распространение эталонов русской народной культуры и приобщение к ней различных слоев населения. Мы с активистами, стремимся так организовать работу музея, чтобы было интересно школьникам разной возрастной категории, и конечно более старшему поколению.
Мы тесно сотрудничаем с Областным краеведческим музеем, и экспонаты нашего музея были на выставке «Школьная страна», ну и конечно, мы с ребятами неоднократно посещаем его в течение года. Оформлена подписка на газету «Уральский музей», налаживаем сотрудничество с Домом дружбы народов, со Славянским культурным центром Челябинской области , взаимодействуем с детским этнокультурным центром при ЧГАКИ, тесно сотрудничаем с клубом по месту жительства «Юный умелец», с детским общественным объединением нашей школы «Белошвейка».
В своей работе, я руководствуюсь приемом интерактивности, это позволяет не только исключить скушное слушание пусть и интересного материала, но и дает возможность детям стать активными участниками экскурсии. А мы, педагоги знаем важность пословицы – «Услышал – и забыл, сделал – и запомнил». Приведу пример использования интерактивного приема в рамках наших экскурсий. Активисты музея оформили экспозицию «Музыкальная шкатулка», главная задача которой была познакомить учеников школы с музыкальными инструментами и рассказать о работе кружка «Гитара», «Баян». Ребята узнали о русских национальных инструментах – балалайке, дудочке, пастушьем рожке и т.д. В конце экскурсии ребята получали музыкальные инструменты и под руководством «дирижера» пытались извлекать звуки. Конечно, получалось как в басне, но у нас не было цели научить играть, а цель - поднять настроение, запомнить название инструментов и с нетерпением ждать другой экскурсии была достигнута. На экскурсии «Крестьянский быт народов Южного Урала» посетителям предлагалось своими руками изготовить соломенную куклу-оберег. Сколько восторга вызвало данное занятие! В таблице 1 представлены примеры использования интерактивных приемов этнокультурной направленности на экскурсиях в нашем музее.
Таблица 1. Примеры использования интерактивных приемов этнокультурной направленности на экскурсиях
№ п/п | Интерактивный прием | Тема экскурсии | Примеры приемов этнокультурной направленности |
Практическое использование экспонатов | «История школы» | Письмо перьевой ручкой | |
Изготовление экспоната своими руками | «Народные промыслы России» «Русская изба» «Русская кукла. Кукла- оберег» | Изготовление глиняной игрушки Изготовление соломенной куклы Изготовление Вепской куклы, ангела-хранителя. | |
Использование настольных игр | «Народные промыслы России» | Домино – Дымковская игрушка, пазлы «промыслы России», лото «Художественная роспись» | |
Рисование | «От русских забав к русским традициям» | Раскрашивание трафаретов русской национальной одежды | |
Исполнение песен, танцев | «Крестьянский быт народов Южного Урала» | Разучивание и исполнение русских народных песен |
Интерактивные моменты оживляют экскурсию, и медленно, но верно способствуют возрождению культуры посещения музея.
Большим подспорьем в работе нашего музея, является работа краеведческого кружка. Мы используем следующие формы работы краеведческого кружка «Возвращение к истокам», при МДПТ "Город мастеров": творческие встречи с интересными людьми, фондовая работа, экскурсионная работа, организационно-массовая работа, конкурсы рисунков, сочинений, выпуск школьной газеты, поисковая работа.
На современном этапе развития образования, нельзя обойтись без использования информационно- коммуникативных технологий (ИКТ). Мы ищем информацию в сети Интернет, снимаем фильмы, делаем презентации, выпускаем буклеты. Материалы, созданные детьми, мы распространяем среди педагогов школы. В таблице 2 представлены примеры использования созданных информационных ресурсов.
Таблица 2 Примеры использования информационных ресурсов.
Предмет | Информационный ресурс | Использование за пределами ОУ |
История | Презентация «Русская изба» | Городская игра «Русский мир» |
Краеведение | Фильм «Школьный музей» | Конкурс музеев образовательных учреждений |
География | Презентация «Народные промыслы России» | - |
Краеведение | Презентация «Челябинск - мой любимый город, Советский- мой родной район.» | Городской конкурс «Знай и люби Челябинск» |
Музей | Краеведческий календарь «Челябинск старый», «Челябинск современный» | Областной конкурс «Парад музеев» |
Последний продукт активистов музея и кружковцев – это календари – «Старый и новый Челябинск», которые востребованы не только на уроках краеведения в нашей школе, но и оценены на областных и городских мероприятиях. А ведь создание календарей – это целая исследовательская работа! На реализацию этой работы ушел не один месяц. Ребята были разделены на две группы, одна группа создавала календарь «Старый Челябинск» в основе которого фотографии столетней давности, другая группа создавала календарь «Челябинск современный» с видами современного города. Сопроводительный текст к фотографиям готовился на основе разнообразных литературных источников, интернет-ссылок. На листах каждого месяца в старом и новом календаре представлены фотографии одних и тех же объектов , но с разницей в 100 лет. При выполнении этой работы ребята попробовали себя в роли фотографов, дизайнеров, оформителей. «Глаза - горели, руки - делали» - так бы я сказала про участников данной работы, а сколько у них было гордости, когда они представляли готовую работу! Создание календарей тоже носило этно-культурную направленность.
Я очень люблю свою работу, и мы с ребятами гордимся нашими достижениями. Мы являемся и участниками и победителями Областного парада музеев, мы награждены грамотами за 3 место в городском и областном Смотре-конкурсе музеев образовательных учреждений, мы имеем диплом регионального конкурса «Музей года. Евразия 2008» . С 2006 по 2009 год наш музей награжден 20 грамотами, которые доказывают, что наш музей не просто существует, а активно живет и развивается. Мы стараемся идти в ногу со временем, прикладывая все усилия, чтобы «творческая лаборатория» – наш МДПТ «Город мастеров» становился современным. И поэтому наш девиз таков: Помнить прошлое, жить настоящим, думать о будущем! «Вчера» мы готовились к 50-летнему юбилею школы, «сегодня» - мы работаем над проектом создания Этнокультурного центра на базе школы, «завтра» у нас будут новые идеи и их воплощение. Создано много, а идей еще больше, работы много, нам есть к чему стремиться, и это здорово!
Экскурсия "Рожденные революцией"
Экскурсия "Рожденные революцией"
Выступление в рамках городского конкурса "Золотой ключик" (читать)